- Пантомима
-
ПАНТОМИ́МА — вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средства создания худож. образа — пластика, мимика. История П. восходит к глубокой древности: первое из дошедших до нас упоминаний относится к 5 в. до н. э. Большинство исследователей и практич. деятелей т-ра сходятся на том, что П. возникла в тот день и час, когда возникло иск-во актера. Анализируя "паузы" вел. актеров, К. С. Станиславский писал: "Все они умеют досказать то, что недоступно слову; нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь". Наиб. емкое определение дает основоположник совр. П. Э. Декру: "П. — суть способа драм. игры". Утверждение на подмостках новой эстетики всегда сопровождалось в истории развития т-ра ярчайшими достижениями иск-ва П. с его пластич. образностью, базирующейся на той или иной специфич. технике движения: так было в эпоху антич. мира, в эпоху средневековья, в итал. нар. комедии 16—17 вв., в клоунаде Дж. Гримальди (18—19 вв.), в романтич. П. Дебюро, в 20 в., когда в результате "рев-ции т-ра", начавшейся на рубеже веков и сказавшейся в первые десятилетия, во Франции появилась теория и школа "чистый мим", созд. Декру. Один из его выдающихся учеников — М. Марсо — способствовал возрождению П. как специфич. жанра сценич. иск-ва. Ж.-Л. Барро, др. не менее выдающийся его ученик, с успехом применил мн. открытия его школы при постановке драм. спектаклей.
Лит.: Румнев А. О пантомиме: Театр, кино. М., 1964; Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., 1985.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.